Сайт учителя
математики

www.differencial.narod.ru

Использование на уроках математики ЦОР и ЭОР из коллекции ФЦИОР и Единой коллекции (06.11.2014)

Логотип ФЦИОР

Как известно, под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) в общем случае понимают совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемых на машиночитаемых носителях и/или в сети. Самые мощные и интересные для образования продукты – это мультимедиа ЭОР.

Для создания мультимедийных электронных образовательных ресурсов используется представление учебных объектов множеством различных способов (с помощью графики, фото, видео, анимации и звука).

Под понятием мультимедийных ЭОР понимается возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и с применением звука некоторой совокупности объектов, представленных различными способами. Разумеется, все представляемые объекты логически связаны.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Начиная работать с цифровыми и электронными образовательными ресурсами (ЦОР и ЭОР) на уроках математики я понимала, что именно яркий, динамичный, выразительный, вызывающий интерес наглядный материал помогает включить учащихся в активную работу. То, что учащийся видит на интерактивном экране зачастую с музыкальным сопровождением и анимацией, надолго остаётся у него в памяти.

В настоящее время имеется большое количество цифровых и электронных образовательных ресурсов. В своей работе я использую в основном ресурсы из коллекций Федерального центра информационно-образовательных ресурсов и Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

На сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru) ЭОР представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС). Структурной единицей образовательной модульной мультимедиа системы является тематический элемент (ТЭ). Например, ТЭ «Первый признак равенства треугольников», ТЭ «Отношения и пропорции», ТЭ «Производная» и т.д.

Для каждого ТЭ имеется три типа электронных учебных модулей (ЭУМ):

  • модуль получения информации (И-тип);
  • модуль практических занятий (П-тип);
  • модуль контроля (К-тип).

Каждый ЭУМ автономен, представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт. И-модули содержат теоретический материал по предмету, используются для объяснения нового материала. П-модули предоставляют учащимся возможности и средства для применения полученных знаний на практике, для закрепления этих знаний, а также выработки на их основе умений и навыков. К-модули предоставляют возможности для проверки уровня усвоения знаний при работе учеников под руководством учителя или в самостоятельном режиме.
Для каждого ЭУМ разработаны аналоги – вариативы. Вариативами называются электронные учебные модули одинакового типа (И, или П, или К), посвященные одному и тому же тематическому элементу данной предметной области.
Вариативы могут отличаться друг от друга:

  • глубиной изложения материала;
  • методикой;
  • характером учебной работы;
  • технологией представления учебных материалов;
  • наличием специальных возможностей;
  • способом достижения учебной цели.

Важными следствиями использования ЦОР в школьном математическом образовании по замыслу разработчиков станут:

  • переход от репродуктивного процесса обучения к активно-деятельностному;
  • поддержка разнообразия методик и организационных форм обучения;
  • выстраивание индивидуальных образовательных траекторий изучения математики в соответствии с возможностями и образовательными потребностями учащихся;
  • стимулирование успешного обучения всех категорий учащихся;
  • реализация компетентностного подхода к изучению математики, активное использование ее прикладной составляющей.

Основные характеристики ЭОР, размещенных во ФЦИОР:

  • модульная архитектура (учебный электронный модуль (ЭОР) – законченный мультимедиа продукт, решающий определенную учебную задачу);
  • доступность (свободное размещение в Интернет, небольшой объем, для воспроизведение, как правило, требуется установка специального плеера);
  • вариативность (уровень сложности, ориентация на различные учебники; стиль изложения учебного материала; форма предъявления учебного материала);
  • мультимедийность (мультимедийные средства: текст; аудио; видео; модели; анимации; иллюстрации и их различные комбинации);
  • интерактивность (интерактивные средства: интерактивные модели, интерактивные анимации, интерактивные задания).

В коллекции ФЦИОР в разделе «Основное общее образование» для предметной области «Математика» имеются модули и задания различной направленности.

По функциям в учебном процессе:

  • информационный модуль на знакомство с понятием;
  • практическое задание на знакомство с понятием;
  • контрольное задание на знакомство с понятием;
  • модуль – практикум;
  • модуль, содержащий задания повышенной сложности;
  • модуль, содержащий задания исследовательского типа.

По типам заданий:

  • задания, направленные на проверку уровня овладения понятием;
  • задания, направленные на закрепление учащимися понятий;
  • задания, направленные на отработку умений и навыков учащихся;
  • задания, направленные на проверку овладения учащимся умений;
  • задания, направленные на проверку усвоения умения;
  • задания, направленные на проверку знаний и умений;
  • задания, направленные на проверку усвоения способов действий.

По специальным потребностям:

  • модуль для слабовидящих учащихся;
  • модуль для слабослышащих учащихся с признаками отставания в развитии.

По профилю класса:

  • задания для учащихся естественнонаучного или технического профиля;
  • задания для учащихся гуманитарного профиля

По уровням сложности:

  • модуль для слабых учащихся;
  • модуль для сильных учащихся.

Вторая коллекция – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru) была создана в рамках проекта «Информатизация системы образования» (ИСО).

В настоящее время в Единой коллекции размещено более 111 000 цифровых образовательных ресурсов. В ней представлены наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в школах России, инновационные учебно-методические разработки, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы.

Коллекция сформирована по предметно-тематическому принципу.

Раздел «Математика» в Единой коллекции содержит различные ресурсы, которые объединены в следующие четыре типа:

1. Источники информации – тексты, иллюстрации, графика, звуковые файлы, видеофрагменты.

2. Образовательный инструментарий. Эти инструменты подразделяются на инструменты учебной деятельности и инструменты организации образовательного процесса.

3. Методические материалы по формированию уроков.

4. Регламенты и нормативные документы. Это учебно-тематические планы, должностные инструкции, проекты приказов и распоряжений, которые призваны помогать организовывать образовательный процесс с использованием цифровых ресурсов.

Использованные информационные источники.

1. Кузнецова М.В. Конспект лекций «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе. «Математика». Академия АйТи.

2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru).

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru).

На Главную

Рейтинг@Mail.ru