Сайт учителя
математики

www.differencial.narod.ru

ГБОУ ВО «Академия социального управления».
Кафедра математических дисциплин

ИТОГОВАЯ ПРАКТИКО-ЗНАЧИМАЯ РАБОТА
Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 9 класса теме:
“Метод координат”
(12.06.2018)

Логотип

Выполнила:
слушатель учебного курса «Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя математики (в условиях реализации ФГОС)»
учитель математики МБОУ СОШ № 23 г. Балашиха
Абрамова Нина Константиновна
Руководитель курса:
д.п.н., профессор кафедры математических дисциплин
Боженкова Людмила Ивановна.



ДОКЛАД НА ЗАЩИТЕ ПРАКТИКО-ЗНАЧИМОЙ РАБОТЫ

Современное общество требует ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Эти цели сформулированы в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения как образовательные результаты. Для школьника они представлены как интегративная характеристика предметного, метапредметного и личностного результатов.

Целью работы является реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 9 класса теме «Метод координат».

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Выявить теоретические основы обучения теме, связанные с реализацией ФГОС ООО.
2. Выполнить отбор средств обучения теме, в том числе средства ИКТ
3. Разработать таблицу целей и карту обучения теме.
4. Составить фрагмент учебной рабочей программы «Поурочное планирование образовательных результатов освоения математики при изучении темы «Метод координат».

В соответствии с тематическим планированием, на изучение темы «Метод координат» в 9 классе по программе отводится 10 часов.

Координатный метод решения задач на сегодняшний день является одним из самых мощных. Сущность метода координат как метода решения задач состоит в том, что, задавая фигуры уравнениями и выражая в координатах различные геометрические соотношения, мы можем решать геометрическую задачу средствами алгебры. Обратно, пользуясь координатами, можно истолковывать алгебраические и аналитические соотношения и факты геометрически и таким образом применять геометрию к решению алгебраических задач.

В работе выполнен логико-дидактический анализ содержания темы, в том числе приведен анализ учебного материала, анализ понятий темы, анализ теорем и задачного материала. Понятийный аппарат темы составляют следующие понятия: координатные векторы; координаты вектора; радиус-вектор; уравнение линии на плоскости; уравнение окружности; уравнение прямой. На 5-м, 6-м и 7-м слайдах приведены предложенные в работе схемы определения понятий координатного вектора, координаты вектора и радиуса вектора.

В процессе обучения теме «Метод координат» используются разнообразные средства обучения: дидактические материалы, карточки с приемами, электронные образовательные ресурсы, математический диктант, тесты, самостоятельная практическая работа и др. Они составляют единый комплекс, основой которого является учебник Атанасян Л.С. Геометрия, 7–9 и предназначены для лучшего усвоения курса геометрии, служат целям формирования УУД.

Средства обучения теме, виды используемых средств ИКТ и их актуальность приведены на слайдах 8, 9 и 10.

Согласно ФГОС, цели обучения математике на уровне учебного предмета определяются через предметные, метапредметные и личностные результаты. Планируемые результаты обучения школьному курсу математики в познавательной области формулируются как «цели-ориентиры» - формирование познавательных и регулятивных УУД: целеполагание (Ц I); открытие учебной информации (Ц II); применение знаний (Ц III) при решении математических и учебных задач; контроль знаний и их коррекция (Ц IV).

Планируемые результаты в области эмоционально-ценностных отношений к предмету и процессу освоения математики связаны с содержанием изучаемого предмета опосредовано и отражают задачу формирования коммутативных и регулятивных УУД на всех этапах УПД. Они соответствуют ещё двум целям: формированию коммукативных (Ц V) и регулятивных умений (Ц VI).

В работе сформулированы цели обучения теме «Метод координат», разработан фрагмент поурочного планирования учебной программы по теме, приведена карта изучения темы. Структура карты изучения темы приведена на 12-м слайде.

Отдельно хочется отметить, в настоящее время обосновано и нашло решение на уровне ФГОС основного общего образования положение о значимости обучения учащихся математике на основе ее исторической составляющей, раскрывающей историю развития математики и ее роль в современной цивилизации. Поэтому, использование элементов истории математики было предусмотрено и при изучении темы «Метод координат». Темы индивидуальных заданий учащимся приведены на 13-м слайде.

Современный урок требует от учителя более глубокого продумывания содержания урока. При подборе материала необходимо останавливаться на продуктивных (творческих) заданиях или проблемных ситуациях. Ученик, выполняя такое задание, осуществляет умственное усилие по проектированию способов действия. Именно в этом случае происходит развитие личности. Именно это является одной из основных задач современного урока.

В работе приведены примеры реализации целей обучения теме - примеры уроков и фрагментов уроков, направленных на реализацию ФГОС. В качестве примера на слайде приведено предложенное в работе решение учебной задачи «Составить схема поиска решения задачи проверки принадлежности точки М окружности, заданной уравнением». Учитель ставит перед учениками учебную задачу, задает наводящие вопросы, способствующие самостоятельной работе учащихся по разработке схемы поиска решения задачи.

При выполнении этого задания развивались следующие УУД:
-постановка учебной цели в процессе освоения учебной информации;
-соотнесение выявленной учебной информации с собственными знаниями и умениями;
-принятие решения об использовании помощи;
-понимание необходимой информации, определение основной и второстепенной информации;
-выполнение знаково-символических действий;
-сравнение; подведение под понятие;
-построение логической цепи рассуждений;
-контроль усвоения учебной информации;
-самодиагностика и коррекция собственных учебных действий; -умение строить высказывания;
-умение выражать свои мысли;
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
-слушать и понимать мнения и взгляды других;
-сообщать в устной форме мнения и взгляды других.

Основные результаты:
1.Выявлены теоретические основы обучения теме.
2.Выполнен логико-дидактический анализ содержания темы.
3.Выполнен отбор средств обучения теме.
4.Разработана таблица целей и карта обучения теме.
5.Составить фрагмент учебной рабочей программы «Поурочное планирование образовательных результатов освоения математики при изучении темы «Метод координат».
6.Приведены примеры реализации целей обучения теме, разработаны фрагменты уроков, иллюстрирующие развитие и формирование универсальных учебных действий.

Использованные информационные источники.

1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
2. Боженкова Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении алгебре. М.: Лаборатория знаний, 2016. – 240 с.
3. Боженкова Л.И. Формирование УУД в обучении математике: Типовые задания. Учебно-методическое пособие. – ФГБОУ ВПО МПГУ, 2015. – 140с.
4. Боженкова Л. И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии [Электронный ресурс] / Л. И. Боженкова.—3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
5. Геометрия 7 – 9 классы: учебник для общеобразовательных. организаций / [Л.С. Атанасян и др.]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 383 с.
6. Геометрия. 9 класс: поурочные планы по учебнику Л.С.Атанасяна и др./ авт.-сост. Т.Л.Афанасьева.- 2-е изд., испр. и доп.-Волгоград: Учитель, 2013.-167 с.
7. Геометрия. 9 класс: технологические карты уроков по учебнику Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева, Э.Г. Позняка, И.И. Юдиной / авт.-составитель Г.Ю. Ковтун. - Волгоград: Учитель, 2016. - 205 с.
8. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - 24 с.
9. Мищенко Т.М. Дидактические материалы и методические рекомендации для учителя по геометрии: 9 класс: к учебнику Л.С.Атанасяна и др. «Геометрия. 7-9 классы» ФГОС (к новому учебнику) / Т.М. Мищенко. – Издательство «Экзамен», 2017. – 142 с. (Серия «Учебно-методический комплект»)
10. Примерные программы основного общего образования. Математика. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 67 с. – (Стандарты второго поколения).
11. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5 – 9 классы: проект. – 3–е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 64 с. – (Стандарты второго поколения).
12. Универсальные учебные действия. Структурирование урока. 1 часть. http://www.youtube.com/watch?v=GnR4BNrZQKw&feature=player_embedded
13. Универсальные учебные действия. Технологическая карта: Способ проектирования урока. 2 часть. http://www.youtube.com/watch?v=70z63d1DVMo&feature=channel.
14. Универсальные учебные действия. – Математика, №15, 2010.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.

Познакомиться с полным текстом итоговой практико-значимой работы

На Главную

Рейтинг@Mail.ru