Выступление автора сайта - Абрамовой Н.К. на III Международной научно-практической конференции "Образ педагога XXI века: аттестация как ресурс профессионального развития, саморазвития и самосовершенствования".
Аннотация. Оценка собственного профессионального сайта педагога является неотъемлемой составляющей оценки продуктивности личного вклада педагогического работника в повышение качества образования. Для получения на аттестации высокой оценки по показателю «Публичное представление опыта на собственном профессиональном сайте» необходимо, чтобы сайт педагога в значительной степени соответствовал показателям критериев оценки сайта, приведенным в нормативной базе аттестации. В статье рассматриваются возможные способы реализации требований нормативных показателей для достижения поставленной цели.
Abstract. Evaluation of the teacher's own professional website is an integral part of assessing the productivity of the teacher's personal contribution to improving the quality of education. In order to obtain a high score on the index of "Public presentation of experience on your own professional site" at the attestation, it is necessary that the site of the teacher is largely consistent with the indicators of the evaluation criteria of the site, given in the regulatory framework of the attestation. The article discusses the possible ways to implement the requirements of normative indicators to achieve this goal.
Ключевые слова: аттестация педагога; электронное портфолио педагога; профессиональный сайт педагога; оценка сайта педагога.
Keywords: teacher certification; electronic portfolio of the teacher; professional site of the teacher; evaluation of the site of the teacher.
Собственный профессиональный сайт педагога – один из важнейших элементов учебно-воспитательной деятельности, средство повышения качества образования, инструмент формирования информационно-коммуникативной культуры. Собственный профессиональный сайт позволяет педагогу осуществлять презентацию личного педагогического опыта, осваивать навыки различных форм дистанционного обучения учащихся, повышать уровень личной ИКТ-компетентности.
Удачно созданный сайт отображает профессиональные качества учителя, имеет четкую и понятную для коллег, родителей и учащихся организационно-функциональную структуру, которую можно совершенствовать по мере наполнения сайта свежими материалами.
Собственный профессиональный сайт педагога должен являться информационным продуктом пригодным для использования в образовательном процессе, а размещаемые на сайте материалы не должны идти в разрез с общепризнанными этическими нормами, научными фактами и законодательными актами Российской Федерации.
Особо необходимо отметить возможность использования собственного профессионального сайта педагога для целей аттестации. Так, в связи с совершенствованием экспертизы профессиональной деятельности с учетом требований по сокращению и устранению избыточной отчетности, педагогический работник, подавший заявление на установление квалификационной категории, имеет право представить аттестационные материалы в виде электронного портфолио [1, с.20], а экспертам рекомендовано использовать информацию о результатах деятельности педагогов, имеющуюся в электронном виде в открытом доступе [3, с.3]. Педагог может презентовать на собственном профессиональном сайте следующие аттестационные материалы:
• Диаграммы, графики и другие документы, отражающие динамику качества знаний обучающихся, а также результаты освоения ими образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых образовательной организацией;
• Сертификаты, дипломы, свидетельства, отражающие результаты внеурочной деятельности обучающихся по предмету, их участие в конкурсах, турнирах, выставках;
• Сертификаты, дипломы, свидетельства, отражающие результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся по предмету, их участие в научно-практических конференциях, семинарах и др.;
• Конспекты технологических карт, отражающие продуктивность использования педагогом образовательных технологий;
• Программно-методические материалы сопровождения образовательного процесса;
• Сертификаты, дипломы, программы научно-практических конференций, педагогических чтений, семинаров, методических объединений;
• Аналитические справки, отзывы, сертификаты, дипломы, грамоты, фотографии, конспекты, планы, видеозаписи проведения открытых уроков, занятий, мероприятий, мастер-классов;
• Материалы, демонстрирующие публичное представление собственного педагогического опыта на сайте;
• Материалы, демонстрирующие участие педагога в проектно-исследовательской, опытно-экспериментальной и другой научной деятельности: программы эксперимента; промежуточные и/или итоговые результаты; публикации;
• Сертификаты, дипломы, грамоты, отражающие результаты участия педагога в профессиональных конкурсах;
• Грамоты, дипломы, благодарности, премии и другие профессиональные награды за весь период профессиональной деятельности;
• Удостоверения курсов повышения квалификации, документы о втором профессиональном образовании, профессиональной переподготовке, профессиональном научном развитии, справки об обучении.
Экспертиза профессиональной деятельности педагога предусматривает оценку продуктивности его образовательной деятельности, оценку продуктивности деятельности педагогического работника по развитию учащихся, а также оценку продуктивности личного вклада педагогического работника в повышение качества образования.
Оценка собственного профессионального сайта педагога является неотъемлемой составляющей оценки продуктивности личного вклада педагогического работника в повышение качества образования. Публичное представление педагогического опыта учителя на собственном профессиональном сайте оценивается экспертом от 10 до 200 баллов.
Опыт моего участия в деятельности экспертных групп по аттестации педагогов показывает, что, к сожалению, ещё многие учителя не используют возможности улучшения оценки продуктивности своего личного вклада в повышение качества образования за счет повышения оценки собственного профессионального сайта.
Для получения на аттестации высокой оценки по показателю «Публичное представление опыта на собственном профессиональном сайте» необходимо, чтобы собственный профессиональный сайт педагога в значительной степени соответствовал нормативным показателям следующих критериев:
1) Качество информационного наполнения сайта;
2) Удобство интерфейса;
3) Привлекательность дизайна сайта;
4) Интерактивность сайта;
5) Продолжительность существования сайта.
Рассмотрим основные нормативные показатели оценки собственного сайта педагога и некоторые способы их реализации на примере создания сайта учителя математики [2].
В таблице 1 приведены нормативные показатели 1-го критерия «Качество информационного наполнения сайта», а также способы их реализации.
№ | Нормативный показатель | Что сделано для реализации нормативного показателя |
---|---|---|
1 | Наличие информационных зон для обучающихся, коллег, родителей. | На главной странице сайта предусмотрены три информационные зоны: «Ученикам», «Коллегам», «Родителям». Доступ к разделам информационных зон возможен также из вертикального меню. |
2 | Наличие методических материалов, используемых в учебном процессе. | Учебные и методические материалы на сайте размещены в разделах: «Математика 5-6 класс», «Алгебра 7-11 класс», «Геометрия 7-11 класс» на страницах «Планирование», «Разработки уроков», «Тематические задания», «ЭОР на уроках». |
3 | Использование различных форм представления информации (текст, фотографии, видео и др.) | На сайте используются различные формы представления информации (текст, фотографии, видео). Так, в частности, на сайте представлены изображения слайдов презентаций и разработок уроков; размещены видеорешения заданий демонстрационных, диагностических и тренировочных работ ЕГЭ и ОГЭ, фотографии, тексты статей. |
4 | Наличие ссылок на образовательные сайты и ресурсы, а также сайты коллег-учителей. | Ссылки на образовательные сайты и ресурсы, а также ссылки на сайты учителей размещены на странице «Ссылки» и сгруппированы в следующие разделы: Российское образование; Сайты для учителей; ЕГЭ и ОГЭ по математике; Электронные образовательные ресурсы; Обучение математике. |
5 | Соответствие информационных материалов общепризнанным научным фактам, этическим нормам и законодательству РФ. | Все информационные материалы, размещенные на сайте, соответствуют по оценке эксперта общепризнанным научным фактам, этическим нормам и законодательству РФ. |
6 | Наличие раздела новостей. | На сайте имеется раздел «Новости». Кроме того, самые свежие новости представлены также на главной странице сайта. Доступ к первой странице новостей возможен с любой страницы сайта из верхнего горизонтального или нижнего меню. |
7 | Отражение информации о последних обновлениях. | В разделе «Новости» регулярно приводятся сведения о последних обновлениях материалов сайта. |
Как следует из таблицы 1, все нормативные показатели 1-го критерия при создании сайта претворены в жизнь. Для примера приведем скриншот (рис.1) способа реализации информационной зоны «Ученикам». Кликнув левой клавишей мыши по любому из девяти полей информационной зоны, посетитель переходит в нужный раздел сайта.
Рис.1. Информационная зона «Ученикам» главной страницы сайта
В таблице 2 приведены нормативные показатели 2-го критерия «Удобство интерфейса» и способы их осуществления.
№ | Нормативный показатель | Что сделано для реализации нормативного показателя |
---|---|---|
1 | Наличие понятного меню на каждой странице сайта | На каждой странице сайта пользователь имеет доступ к верхнему горизонтальному меню (Главная, Новости, Автор, Гостевая книга, Контакты) и главному вертикальному меню одинаковому для всех страниц сайта. |
2 | Присутствие на всех страницах сайта ссылки на главную страницу | На всех страницах сайта имеется две ссылки на главную страницу (из верхнего горизонтального меню и из нижнего меню). |
3 | Удобство навигации (доступ к любой странице требует не более трех кликов) | Вызов любой страницы сайта не требует более трех кли-ков при использовании главного вертикального меню одинакового для всех страниц сайта |
4 | Наличие карты сайта | Карта сайта расположена на странице «Карта сайта». Карту сайта можно вызвать с любой страницы из верхнего горизонтального меню и из нижнего меню. |
5 | Наличие элемента поиска информации по сайту | Элемент поиска информации по сайту (пользовательский поиск) расположен на главной странице сайта под верхним горизонтальным меню. |
6 | Наличие возможности скачать и распечатать документы | Материалы, представленные на сайте, (планы, разработки уроков, презентации, тематические задания, учебные пособия и др.) можно скачать и распечатать. |
Интерфейс сайта выполнен таким образом, чтобы пользователь на любой странице сайта имел доступ к верхнему горизонтальному и главному вертикальному меню. При этом вызов любой страницы сайта не требует более трех кликов.
Нормативные показатели 3-го критерия «Привлекательность дизайна сайта» и краткое описание их реализации приведены в таблице 3.
№ | Нормативный показатель | Что сделано для реализации нормативного показателя |
---|---|---|
1 | Наличие авторских оригинальных дизайнерских решений без использования стандартных шаблонов | Хедер сайта (картинка заголовка сайта), а также меню доступа к информационным зонам выполнены в виде оригинальных дизайнерских решений (в программе Photoshop). Стандартные шаблоны нигде не используются. |
2 | Использование для страниц сайта единого стиля (шрифты, заставки, оформление) | Для страниц сайта используется единый стиль (типы шрифтов, высота букв, оформление постов, оформление меню и т.п.). |
3 | Использование для страниц сайта единой цветовой палитры | Для страниц сайта используется единая цветовая (бежево-коричневая) палитра (фоны заголовков, фоны постов, цвет шрифтов заголовков, фоны меню и др.). |
4 | Наличие и вписывание баннеров и логотипов в дизайн сайта | При разработке концепции сайта было принято решение не злоупотреблять размещением разноцветных баннеров и логотипов на страницах сайта. Все ссылки (включая баннеры) размещены на странице «Ссылки». Выбор логотипа (для подсчета количества посещений) производился исходя из предлагаемых вариантов дизайна логотипа с учетом принятой для страниц сайта цветовой палитры. |
5 | Обеспечение стилистически целостного художественного впечатления | Стилистически целостное художественное впечатление обеспечивается единым подходом к оформлению всех страниц сайта. |
6 | Гибкость дизайна (подстраивается под разрешение экрана) | Гибкость дизайна обеспечивается выбранной шириной страницы сайта в 970 пикселей, что позволяет видеть всю ширину страницы сайта даже при минимальном разрешении экрана в 1024 пикселя. При просмотре сайта со смартфона, включается режим специального просмотра. |
Привлекательность сайта обеспечивается применением оригинальных дизайнерских решений и отказом от использования стандартных шаблонов, широко рекламируемых различными программами для быстрого конструирования сайтов. Отсутствие на сайте какой-либо рекламы позволяет посетителю сайта целиком погрузиться в решаемую проблему и не отвлекаться на раздражающие факторы. Стилистически целостное художественное впечатление обеспечивается единым подходом к оформлению всех страниц сайта.
В таблице 4 представлены нормативные показатели 4-го критерия «Интерактивность сайта».
№ | Нормативный показатель | Что сделано для реализации нормативного показателя |
---|---|---|
1 | Наличие контактной информации для личной переписки с посетителями | Контактная информация для переписки с посетителями размещена на странице «Контакты», доступ к которой обеспечивается с любой страницы сайта из верхнего горизонтального и нижнего меню |
2 | Наличие форума или гостевой книги | На сайте имеется гостевая книга. Доступ к страницам гостевой книги обеспечивается с любой страницы сайта из верхнего горизонтального и нижнего меню. |
3 | Наличие разделов опросов и голосований | Высказать свое мнение посетители сайта могут, используя связь с автором, со страниц сайта «Контакты» и «Гостевая книга». |
4 | Наличие на сайте баннера, определяющего его рейтинг | На всех страницах сайта в нижней части размещен баннер «mail.ru», определяющий рейтинг сайта. |
Контактная информация для переписки с посетителями размещена на странице «Контакты», доступ к которой обеспечивается с любой страницы сайта. На сайте имеется гостевая книга. Доступ к страницам гостевой книги обеспечивается с любой страницы сайта из верхнего горизонтального и нижнего меню. Высказать свое мнение посетители сайта могут, используя связь с автором, со страниц сайта «Контакты» и «Гостевая книга».
Перечень необходимых подтверждающих документов для 5-го критерия «Продолжительность существования сайта» приведены в таблице 5.
№ | Подтверждающие документы | Размещение и продолжительности существования сайта |
---|---|---|
1 | Справка о создании сайта от администрации ОУ, электронное письмо о регистрации сайта на хостинге | Сайт размещается на бесплатном хостинге www.narod.ru и регистрируется автоматически без оформления писем о регистрации. Справку о создании сайта от администрации образовательного учреждения можно скачать с сайта. |
2 | Определение даты создания с помощью систем проверки сайтов http://www.2ip.ru , http://mainspy.ru/otvet_servera и др. | Сайт начал функционировать 13 августа 2012 года (см. http://www.differencial.narod.ru/news-page-03.html) Система проверки сайтов интернет-портала «Internet Archive Wayback Machine» впервые сохранила страницы сайта www.differencial.narod.ru в своем архиве 19 июня 2013 года (см.http://web.archive.org/web/20130101000000*/www.differencial.narod.ru) . |
Сайт размещается на бесплатном хостинге www.narod.ru (рис.2) и регистрируется автоматически без оформления писем о регистрации.
Рис.2. Фрагмент страницы сайта
Заключение. Наличие у педагога собственного профессионального сайта, соответствующего требованиям показателей критериев нормативной базы аттестации, позволяет существенно повысить при прохождении аттестации оценку продуктивности личного вклада педагогического работника в повышение качества образования. Хороший сайт – это максимально 200 баллов: более 25% от требуемых 820 баллов для аттестации на первую квалификационную категорию или более 13% от требуемых 1510 баллов при аттестации на высшую квалификационную категорию.
Использованные информационные источники.
1. Долгоаршинных Н.В. Проведение аттестации педагогических работников Московской области с учетом рекомендаций по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей [Электронный ресурс] / Семинар АСОУ «Сокращение избыточной отчетности при проведении аттестации педагогов» 15.03.2018 – Режим доступа: http://new.asou-mo.ru/images/attestachiya/Презентация_Долгоаршинных_Н.pdf (дата обращения: 02.04.2018)
2. Сайт учителя математики Абрамовой Н.К. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.differencial.narod.ru (дата обращения: 02.04.2018)
3. Семенова И.И. Формы и способы представления педагогом результатов профессиональной деятельности при аттестации на квалификационные категории в условиях сокращения избыточной отчетности [Электронный ресурс] / Семинар АСОУ «Сокращение избыточной отчетности при проведении аттестации педагогов» 15.03.2018 – Режим доступа: http://new.asou-mo.ru/images/attestachiya/Презентация_Семеновой_И.И.pdf (дата обращения: 02.04.2018)