Как известно, под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) в общем случае понимают совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемых на машиночитаемых носителях и/или в сети. Самые мощные и интересные для образования продукты – это мультимедиа ЭОР.
Для создания мультимедийных электронных образовательных ресурсов используется представление учебных объектов множеством различных способов (с помощью графики, фото, видео, анимации и звука).
Под понятием мультимедийных ЭОР понимается возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и с применением звука некоторой совокупности объектов, представленных различными способами. Разумеется, все представляемые объекты логически связаны.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
Начиная работать с цифровыми и электронными образовательными ресурсами (ЦОР и ЭОР) на уроках математики я понимала, что именно яркий, динамичный, выразительный, вызывающий интерес наглядный материал помогает включить учащихся в активную работу. То, что учащийся видит на интерактивном экране зачастую с музыкальным сопровождением и анимацией, надолго остаётся у него в памяти.
В настоящее время имеется большое количество цифровых и электронных образовательных ресурсов. В своей работе я использую в основном ресурсы из коллекций Федерального центра информационно-образовательных ресурсов и Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
На сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru) ЭОР представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС). Структурной единицей образовательной модульной мультимедиа системы является тематический элемент (ТЭ). Например, ТЭ «Первый признак равенства треугольников», ТЭ «Отношения и пропорции», ТЭ «Производная» и т.д.
Для каждого ТЭ имеется три типа электронных учебных модулей (ЭУМ):
- модуль получения информации (И-тип);
- модуль практических занятий (П-тип);
- модуль контроля (К-тип).
Каждый ЭУМ автономен, представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт. И-модули содержат теоретический материал по предмету, используются для объяснения нового материала. П-модули предоставляют учащимся возможности и средства для применения полученных знаний на практике, для закрепления этих знаний, а также выработки на их основе умений и навыков. К-модули предоставляют возможности для проверки уровня усвоения знаний при работе учеников под руководством учителя или в самостоятельном режиме.
Для каждого ЭУМ разработаны аналоги – вариативы. Вариативами называются электронные учебные модули одинакового типа (И, или П, или К), посвященные одному и тому же тематическому элементу данной предметной области.
Вариативы могут отличаться друг от друга:
- глубиной изложения материала;
- методикой;
- характером учебной работы;
- технологией представления учебных материалов;
- наличием специальных возможностей;
- способом достижения учебной цели.
Важными следствиями использования ЦОР в школьном математическом образовании по замыслу разработчиков станут:
- переход от репродуктивного процесса обучения к активно-деятельностному;
- поддержка разнообразия методик и организационных форм обучения;
- выстраивание индивидуальных образовательных траекторий изучения математики в соответствии с возможностями и образовательными потребностями учащихся;
- стимулирование успешного обучения всех категорий учащихся;
- реализация компетентностного подхода к изучению математики, активное использование ее прикладной составляющей.
Основные характеристики ЭОР, размещенных во ФЦИОР:
- модульная архитектура (учебный электронный модуль (ЭОР) – законченный мультимедиа продукт, решающий определенную учебную задачу);
- доступность (свободное размещение в Интернет, небольшой объем, для воспроизведение, как правило, требуется установка специального плеера);
- вариативность (уровень сложности, ориентация на различные учебники; стиль изложения учебного материала; форма предъявления учебного материала);
- мультимедийность (мультимедийные средства: текст; аудио; видео; модели; анимации; иллюстрации и их различные комбинации);
- интерактивность (интерактивные средства: интерактивные модели, интерактивные анимации, интерактивные задания).
В коллекции ФЦИОР в разделе «Основное общее образование» для предметной области «Математика» имеются модули и задания различной направленности.
По функциям в учебном процессе:
- информационный модуль на знакомство с понятием;
- практическое задание на знакомство с понятием;
- контрольное задание на знакомство с понятием;
- модуль – практикум;
- модуль, содержащий задания повышенной сложности;
- модуль, содержащий задания исследовательского типа.
По типам заданий:
- задания, направленные на проверку уровня овладения понятием;
- задания, направленные на закрепление учащимися понятий;
- задания, направленные на отработку умений и навыков учащихся;
- задания, направленные на проверку овладения учащимся умений;
- задания, направленные на проверку усвоения умения;
- задания, направленные на проверку знаний и умений;
- задания, направленные на проверку усвоения способов действий.
По специальным потребностям:
- модуль для слабовидящих учащихся;
- модуль для слабослышащих учащихся с признаками отставания в развитии.
По профилю класса:
- задания для учащихся естественнонаучного или технического профиля;
- задания для учащихся гуманитарного профиля
По уровням сложности:
- модуль для слабых учащихся;
- модуль для сильных учащихся.
Вторая коллекция – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru) была создана в рамках проекта «Информатизация системы образования» (ИСО).
В настоящее время в Единой коллекции размещено более 111 000 цифровых образовательных ресурсов. В ней представлены наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в школах России, инновационные учебно-методические разработки, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы.
Коллекция сформирована по предметно-тематическому принципу.
Раздел «Математика» в Единой коллекции содержит различные ресурсы, которые объединены в следующие четыре типа:
1. Источники информации – тексты, иллюстрации, графика, звуковые файлы, видеофрагменты.
2. Образовательный инструментарий. Эти инструменты подразделяются на инструменты учебной деятельности и инструменты организации образовательного процесса.
3. Методические материалы по формированию уроков.
4. Регламенты и нормативные документы. Это учебно-тематические планы, должностные инструкции, проекты приказов и распоряжений, которые призваны помогать организовывать образовательный процесс с использованием цифровых ресурсов.
Использованные информационные источники.
1. Кузнецова М.В. Конспект лекций «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе. «Математика». Академия АйТи.
2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru).
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru).